Челентано Гусейнов. Откровенное интервью Магомеда Гусейнова, нового наставника сборной России по вольной борьбе



За полгода до Игр в Лондоне, накануне Евро-2012 в Белграде, в сборной России по вольной борьбе сменился главный тренер. Джамболата Тедеева заменил Магомед Гусейнов по прозвищу Челентано.
Через час – дебют на чемпионате Европы в качестве главного тренера сборной России по вольной борьбе Магомеда Гусейнова.

– Ну что, Магомед Абдулкеримович, колотит перед стартом? – интересуюсь у известного дагестанца.
– Только дурак не испытывает мандража перед важным делом, – воздевает руки к небесам Магомед в холле отеля «Београд».
Магомед – самый эмоциональный тренер в мире, которого вашему корреспонденту доводилось видеть.

Пока Гусейнов спокоен – вопросы от «Советского спорта».

– Когда вам предложили возглавить одну из самых золотоносных сборных России по вольной борьбе?

– В начале марта. Прозвучало неожиданно. У меня много работы дома в Хасавюрте – как у директора училища олимпийского резерва. В училище 250 ребятишек. 13 лет я работал главным тренером сборной Дагестана. Я Геразиевичу (президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили. – Прим. ред.) сказал: «Может, не надо?» Он ответил: «Родина требует, Магомед». Тем более до Олимпиады в Лондоне – всего полгода. Меня назначили не потому, что плохо работал Джамболат Тедеев. Думаю, сам Джабо как консультант сборной предложил мою кандидатуру, я ведь два олимпийских цикла работал с ним в качестве старшего тренера. Его авторитет необходим. Джабо все борцы, все судьи знают.

– Состав сборной России на Евро назначали вы или Мамиашвили?

– Тут большого ума не надо, загляни в рейтинг борцов. Победители январского Мемориала Ивана Ярыгина едут на Европу.

– А почему вы своего воспитанника супертяжа Биляла Махова не взяли в Белград?
– Он операцию перенес на колене три месяца назад. Восстанавливается. Работает с диетологом, держит вес в 124 кг. Кто его отравил ртутью перед Играми в Пекине – не знаю, за руку никого не поймали… Думаю, в мае в Питере Махов выступит на чемпионате России, чтобы отобраться в Лондон.

– А если трехкратный олимпийский чемпион Бувайсар Сайтиев выиграет чемпионат России – он поедет на Игры в Лондон?

– Если победит Бувайсар Сайтиев, кто может его в Лондон не взять? Но я не владею информацией, будет ли он участвовать в чемпионате страны. Такие, как Бувайсар, рождаются раз в сто лет. Он любые чудеса творит в жизни и на ковре. Если Бувайсар вернется, то в категорию до 84 кг.

– Состав сборной России на Европе претерпит изменения на Олимпиаде в Лондоне?

– В весе до 55 кило в Белград не приехал Виктор Лебедев – чемпион мира. Готовится дома трехкратный чемпион мира Бесик Кудухов (до 60 кг). И, конечно, Билял Махов – неоднократный чемпион мира. Думаю, будут изменения…

«РОДИНА ТРЕБУЕТ!»

– Вы – дагестанец. Окажете протекцию своим землякам – борцам на поездку в Лондон?

– Зачем так говоришь? Я всю жизнь в вольной борьбе. Мне нужны золотые олимпийские медали. России нужны. Есть тренерский совет нашей федерации – он решает, кто поедет в Лондон. В совете россияне, армяне, чеченцы, осетины. Кодекс чести горца превыше всего. Как я буду в глаза смотреть тем, кого незаслуженно «отцепил» от Лондона? Осетины первыми были довольны моим назначением. Сказали: очень уважаем справедливого Магомеда.

– Вас не огорчает приставка и.о. главного тренера?


– Не волнует название должности. Меня попросили помочь – я согласился. Родина требует.

– У вас контракт?


– Нет контракта. Я сказал: если надо – олимпийский цикл пройду – а там видно будет.

Я не люблю повторять дважды. Никому, даже судьям. В своей школе я с шести утра до полуночи тренирую детей – а нечестный судья хочет украсть мой труд – три тренировки в день. Я в 95 процентах случаях прав – когда ругаю судей во время схваток. Видео подтверждает.

– В вашем Хасавюрте все такие горячие, как вы?


– Хасавюрт – 100 тысяч населения. Там Сайтиевы живут. На город – семь золотых олимпийских медалей.

– А сколько живет террористов? Вы не испытываете проблем с ваххабитами?


– Меня в Хасавюрте и в Дагестане все знают. Мне некого бояться. Я всю жизнь – тренер. Агитация ваххабизма сильна в Кабарде, Чечне, Дагестане. Взамен идеалам социализма... В нашем училище в Хасавюрте одна религия – борьба. Я говорю всем: вы можете молиться как угодно, но агитировать в моей школе не позволю…

– Среди ваших учеников были ваххабиты?


– Да. Чемпион России, чемпион Европы Камал Устарханов – участник чемпионата мира. Он приходил в дома в Хасавюрте, сам людей убивал. Его расстреляли во время спецоперации… Я говорил ему: «Что ты делаешь?» Я с детства его воспитывал. Но в 23 года он резко ушел к ваххабитам. Религия в голове – как тут исправишь…

«ВЫГНАЛ ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК СО СБОРОВ»

– Как ваша родня отнеслась к назначению главным тренером сборной России?

– Всем близким – радость! У меня четыре дочки, один сын (12 лет), шесть внучек, пять внуков. И односельчанам, и однокурсникам мое назначение – счастье. Дочки говорят: «Папа, хоть месяц – ты главный тренер, а значит, достиг всех потолков карьеры».

– Что вы изменили в сборной России?


– Я пять человек выгнал со сборов в Адлере перед Белградом. Один подрался, двое сачковали якобы по травме. Двух осетин выгнал, трех дагестанцев. Для спаррингов их пригласили, а они меня подвели.

– У вас в Хасавюрте богатый дом?


– Средний. Хотя есть возможности. Я – независимый тренер. Меня деньгами не купишь. У меня свой бизнес. Я владелец рынка в Хасавюрте, который сам построил. 600 человек у меня там работают – это один из лучших рынков в городе. Деньги – не главное. Сегодня – есть, завтра – ноль. Важно, какую память человек по себе оставил, сколько ты как тренер олимпийских чемпионов воспитал. Ведь я даю детям больше, чем их родные отцы. Даже школьные дневники проверяю…

– А детей когда начали тренировать?

– Тренирую с 1970 года, после того как закончил карьеру, был в призерах чемпионатов СССР…

– И все же, не страшно за полгода запороть работу бывшего главного тренера Тедеева?


– Страшно, когда ты ничего не добился как тренер. А когда ты учеников воспитал – и когда твой день так же будет начинаться тренировкой в семь утра… А Тедеев – брат мне по духу…

– Прозвище Челентано не задевает?


– Меня так 20 лет называют. А чего обижаться. Ведь Челентано – не «голубой», – заливается смехом Гусейнов.

– Ваше пожелание девушкам, посвятившим себя борьбе, накануне 8 Марта?

– Чтобы дома их встречали сильные духом мужья…

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Магомед ГУСЕЙНОВ
Родился 29 мая 1952 года.
Директор УОР в Хасавюрте. Заслуженный тренер России. И.о. главного тренера сборной России по вольной борьбе. Воспитал олимпийского чемпиона Мавлета Батирова, чемпиона мира Биляла Махова… Женат. Воспитал четырех дочерей, сына.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Муртазалиев Махач Далгатович

«Классик» жанра. Интервью Алана Хугаева

Сайтиев Бувайсар Хамидович