Абдусалам Гадисов: я вовремя вышел из тени




Интервью спецкору "СЭ" на чемпионате Европы дал главный российский герой турнира вольников, в финале весовой категории до 96 кг победивший украинца Валерия Андрейцева
Дмитрий ОКУНЕВ из Белграда
23-летний Гадисов не вошел - стремительно ворвался в элиту мировой борьбы. Два месяца назад он был малоизвестным широкой публике резервистом. А сегодня Абдусалам - первый номер сборной России в категории до 96 кг и главный претендент на место в олимпийском составе.
- Президент FILA Рафаэль Мартинетти назвал решающую схватку с вашим участием лучшей на турнире. Спорить с первым человеком мировой борьбы не станете?
- Приятно слышать такие слова, но, если честно, ничего выдающегося я не показал. Просто мы боролись! Знаете, в финалах спортсмены зачастую осторожничают, а мне попался соперник иного типа. Он рвался вперед как танк, и при этом оголял тылы. Я его на этом ловил. Признаться, нахожусь сейчас в отличной форме. В начале года боролся в иранской лиге, затем выступил на турнире Ярыгина -  это хорошая практика. Плюс к тому в Дагестане борцам созданы потрясающие условия. Сагид Муртазалиев (олимпийский чемпион Сиднея-2000, общественный деятель. - Прим. Д.О.) уделяет внимание каждому борцу. Благодаря его поддержке мы уверенно чувствуем себя в жизни и не испытываем никаких нужд. Поймите правильно: у каждого из нас случаются семейные проблемы, порой не хватает средств. А когда не думаешь о том, как бы прокормить своих близких, удается полностью сконцентрироваться на борьбе. Вот при этом условии и приходит высокий результат.
- Другие сборные не манили вас в сложную пору?
- Жизнь спортсмена не легка, ведь мы постоянно в разъездах. Да и зарплаты, чего скрывать, не велики. Лидерам категорий хорошо, а третьим-четвертым номерам намного сложнее. От материального благополучия они очень далеки. Поэтому понимаю тех ребят, которые уходят в команды других стран. Если б не помощь Сагида Магомедовича, возможно, я бы поступил также.
- Ваша яркая и остроатакующая борьба явилась следствием тренерских задумок, или все это - импровизация?
- Я всегда так действую. Не люблю рассчитывать на везение, ждать жребий. Мне важно контролировать ситуацию и чувствовать, что ход схватки находится в моих руках.
- При выходе на ковер вы на зависть спокойны и хладнокровны. Всем бы так.
- На самом деле волнение присутствует у всех. Однако я был уверен в том, что выиграю этот чемпионат. Хотите знать, почему?
- Конечно.
- Я неоднократно боролся и с грузином Георгием Гогшелидзе, и с турком Серхатом Бальджи. В общем, представлял себе их возможности и знал, что я сильнее этих ребят. Единственное, прежде не доводилось пересекаться с украинцем (Валерием Андрейцевым. - Прим. Д.О.). Прошедший нашу внутрироссийскую конкуренцию просто-напросто обязан побеждать на Европе. Если хочешь ехать на Олимпиаду, нельзя допускать осечки. Настраивался, и в каждой схватке победил с большим счетом.
- Тем временем олимпийская лицензия в вашей категории еще не добыта. На квалификационный турнир отправитесь вы?
- Пока не ознакомлен с решением тренерского штаба. Скорее всего, поедет или Ибрагим Саидов, или Хаджимурат Гацалов. Любой из них, уверен, с успехом выполнит эту ответственную миссию.
- Сажид Сажидов, главный тренер сборной вашей республики, - совсем молодой специалист, еще недавно выходивший на ковер бок о бок с сегодняшними членами команды. Для вас он наставник или, все-таки, друг?
- Когда нужно - он друг. Но способен и накричать, и даже стукнуть. Однако никаких обид и пререканий быть не может, в нашем коллективе замечательная обстановка. Вы правильно заметили: Сажидов недавно сам боролся, так что ему виднее, как следует нас тренировать и воспитывать.
- На всех соревнованиях вам хронически не везет с бровями. То правую долго и трудно залечивали, теперь левую разбили. Почему не бережете голову?
- Я-то берегу, но соперники лезут бодаться. Не могу отказать им в этом удовольствии (смеется). Мне попадает в брови, а им в такие места, где не заметно.
- А имевшиеся проблемы с желудком, наконец, преодолены?
- Честно говоря, все еще мучаюсь. Проблемы даже не с желудком, а с кишечником. Некоторое время назад переболел дизентерией, хотя даже не знаю, где ее поймал. Но факт есть факт: болезнь совпала с моим переходом из категории до 84 кг в категорию до 96 кг, а лечение все не помогало и не помогало. Дискомфорт не давал мне нормально тренироваться. Однако стал привыкать, а позднее несколько отпустило. Сейчас мне намного лучше, но в какие-то дни по-прежнему мучаюсь.
- Глава вашей федерации Михаил Мамиашвили сказал, что год назад вы еще были сыроваты, и тренерам приходилось вас придерживать. Сильно прибавили за последнее время?
- Согласен с Михаилом Геразиевичем. Я действительно был сыроват, мне не доставало хладнокровности. Давал излишнюю волю эмоциям, имели место вспышки ярости. Именно из-за этого долго не удавалось показать на ковре то, на что я способен.
- Выступления в иранской клубной лиге пошли вам на пользу?
- Вне всякого сомнения. Там я прочувствовал ни с чем не сравнимую атмосферу борьбы, местную культуру. Иранцы -  очень веселые и интересные люди. С ними мне хорошо. Главное, в Иране я приобрел драгоценный опыт противостояния сильным соперникам. За ним туда и ехал.
- Ваши партнеры по российской сборной Бесик Кудухов и Денис Царгуш признавались мне, что отнюдь не считают себя самыми физически сильными борцами в своих категориях. Говорят, мол, другими качествами свое берем...
- Да Кудухов и Царгуш просто скромничают! (Смеется.)
- Вы - главный здоровяк в своем весе?
- Нет-нет, я далеко не самый мощный. Мой вес - 93-94 килограмма. Так что не приходится гонять, напротив, я по меркам своей категории недовесок. А многие гоняют со 100 - 105. Возьмите Хетага Гозюмова, Ширвани Мурадова, Гацалова - вот кто реально физически сильные ребята. Как крепко они сложены! Никогда не ставлю акцент на силу. Скорость -  вот мой козырь.
- Эта победа - главная пока в вашей карьере?
- Получается так. Долгое время я находился на вторых ролях, не был лидером в своем весе. А сегодня вышел из тени. Хорошо, что это произошло сейчас, а не позже.
- Переход в новую категорию стал коренным переломом в вашей карьере?
- Это было верное решение. Мне тяжело гонять вес, я постоянно думал только об этом. Единственная мысль: "Много не кушай". Около года не видел хлеба, не ел после тренировок. От постоянных голодовок в голове черти что творилось. Вы бы смогли жить в подобном режиме?
- Вряд ли.
- Об этом и речь. Как в такой ситуации показывать хорошую борьбу?!
- Многие наши знаменитые чемпионы, да тот же Царгуш, говорили мне, что попали в борьбу во многом случайно, и на первых порах вовсе не горели желанием заниматься этим спортом...
- Представьте, и я тоже не горел желанием! Занимался ушу-саньда, у нас это ударное единоборство очень распространено. Ходил на занятия с братом, мне данный вид спорта очень нравился. Когда был маленьким, любил драться, а в ушу-саньда привлекала возможность помахать кулаками. Правда, брат уже тогда был высоким, а я очень низким. Поэтому отец забрал меня оттуда и отдал в борьбу: "Ты маленький, так что будешь борцом". Скажу честно: по юношам очень и очень много проигрывал. Начал расти только на первом курсе, и, когда окреп, стал показывать какой-никакой результат. Выиграл юниорские чемпионаты России и мира, ну а дальше пошло-поехало.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Муртазалиев Махач Далгатович

«Классик» жанра. Интервью Алана Хугаева

Сайтиев Бувайсар Хамидович