Гацолов Хаджимурад


Гацалов Хаджимурат Солтанович  
(11.12.1982) 
 
Заслуженный мастер спорта по вольной борьбе (96 кг). 
Чемпион XXVIII Олимпийских Игр в Афинах (2004). 
Четырёхкратный чемпион мира (2005, 2006, 2007, 2009) 
Чемпион России (2002, 2004, 2009). 
Чемпион Европы (2003, 2004).  
Признан лучшим борцом на чемпионате Европы 2003 года. 
Победитель Кубков мира (2002, 2003).  
 

   
 

 
  Родился в с. Чикола, Северная Осетии. Живет во Владикавказе. 
Рост 178 см. Вес 94 кг. 
Закончил Северо-Осетинский Государственный университет 
Тренер – В.В. Цебоев. 
В сборной команде России с 2001 года. 
Выступает за ЦСКА. 
 
 
 
 
О ГАЦАЛОВЕ
 
 

Армеец Хаджимурат ГАЦАЛОВ завоевал «золото» в последний день Олимпиады. 29 августа осуществилась его мечта. Теперь есть немного времени, чтобы освоиться в новой роли – олимпийского чемпиона. 
 
– Я еще даже не осознал до конца того, что сотворил, – признался Гацалов «Новым Известиям». – Наверное, нужно время, может быть, месяц, чтобы я понял, что на самом деле стал олимпийским чемпионом. 
 
– Олимпиада произвела на вас впечатление? 
 
– Еще бы! Мне в Афинах понравилось. Хотя, признаться честно, там, на месте, чувства большого праздника не было. Я даже не волновался особо. Спокойно, без лишней нервотрепки настраивался на схватки. Может быть, именно поэтому и победил. И вот только сейчас до меня потихоньку начинает доходить, что Игры были все-таки большим событием. Не только для меня – для всех спортсменов. 
 

 
– Самая тяжелая для вас схватка на турнире?   
– Их было две – в полуфинале с американцем Дэниэлом Кармьером и в финале с Магомедом Ибрагимовым из Узбекистана. 
 
– Вы боролись с американцем в полуфинале, еще один наш олимпийский чемпион в категории до 55 кг Мавлет Батиров сошелся с представителем США в финале. И вы, и он победили. Видимо, на американцев российские борцы настраиваются по-особому? 
 
– Да, есть такое. Россия и США – две большие борцовские державы, и между нами идет давнее соперничество. Причем не только на ковре. Я выходил на схватку с мыслями о том, что ни в коем случае не должен проиграть. Пусть кому-то другому, но не американцу! 
 
– С американцами тяжело бороться? 
 
– Да, у них хорошая школа, и победить их трудно. Но наши борцы более техничны, скажу даже, что умнее. И потому в схватках с представителями США мы чаще выходим победителями. 
 
– В схватке с американцем вам трижды приходилось прерывать поединок, чтобы остановить кровь из разбитого носа. И каждый раз вы возвращались на ковер... 
 
– Не бывает, чтобы борцы выходили на ковер полностью здоровыми. В Афинах я боролся с травмой шеи. Болела так, что не мог голову повернуть. Но когда выходишь на схватку, о боли забываешь и думаешь только о том, как бы победить. Получается, что борешься не только с соперником, но и с самим собой. 
 

   
– Расскажите немного о себе. Давно занимаетесь борьбой? 
 
– Уже одиннадцать лет. Начинал на родине, во Владикавказе. Сейчас тренируюсь и дома, и в Москве, в ЦСКА. 
 
– Сами в борьбу пришли или кто-то привел? 
 
– Это у нас семейное. У моей мамы три брата занимались вольной борьбой. Я был еще маленький, когда они уже что-то выигрывали, привозили домой награды. Я брал их медали, вешал себе на шею и говорил, что тоже буду бороться и побеждать, как они. Правда, об Олимпиаде я тогда даже и не мечтал. Только когда стал старше, начал задумываться о такой высоте. Внимательно смотрел по телевизору Игры в Атланте в 96-м году. В 2000-м, когда Олимпиада проходила в Сиднее, почувствовал, что вот она, очень близко. Прошло четыре года, и я сам встал на пьедестал... До сих пор не верю. 
 

 
  – Теперь у вас впереди отпуск – отдохнете, подлечитесь... 
 
– Надолго это не затянется. Уже сейчас нужно начинать готовиться к новому олимпийскому циклу – к Пекину. Но домой, во Владикавказ, конечно, поеду. Надо же родителей порадовать! Думаю, нас там ждет горячий прием. Четыре золотые олимпийские медали выиграли представители Северной Осетии – один «вольник», Эльбрус Тедеев, выступал за Украину, другой, Артур Таймазов, за Узбекистан. Еще – наш «греко-римлянин» Хасан Бароев ну и я. Так что богатый урожай на этот раз владикавказцы собрали. 
 
 
 
«На Пекин надо настраиваться уже сейчас» 
 
Олимпийский чемпион Афин по вольной борьбе Хаджимурад Гацалов к Играм-2008 подходит в боевом тонусе. Он по-прежнему является лидером весовой категории до 96 кг и выиграл за последние три года два чемпионата мира, а также одно континентальное первенство. Сейчас известный 24-летний осетинский борец готовится к очередному чемпионату мира, который пройдет в сентябре в Баку и на котором будут разыгрываться первые олимпийские лицензии. В интервью «Новым Известиям» ГАЦАЛОВ признался, что уже думает о Пекине, где, естественно, хотел бы повторить свой афинский успех. Впрочем, сначала разговор зашел не о будущем, а о недавнем прошлом – и в частности, о чемпионате России, который состоялся в Москве в начале июля. 
 
– Хаджимурад, последний чемпионат страны получился нервным, даже чересчур. Если я правильно понимаю, проиграй вы в финале Ширвани Мурадову, то на сентябрьское первенство мира в Баку поехал бы он, а не вы. Наверное, поэтому накал борьбы, причем не только на ковре, достиг апогея. И болельщики во время вашей схватки посторонние предметы бросали, и соперник не хотел признавать свое поражение... 
– Да, в нашей схватке решалось, кто поедет на чемпионат мира. И действительно, страсти накалились до предела. Соперник в этом сезоне и ярыгинский турнир выиграл, и чемпионат Европы. Естественно, уверенности в себе у него прибавилось. Но в свою очередь и я понимал, что парень перспективный и легко с ним не будет. Хотя, думаю, ажиотаж вокруг нашего поединка во многом был создан искусственно. Может быть, кому-то хотелось меня сломать. Даже не то чтобы сломать – просто, как говорят, сделать мне соперника. Но я был к этому готов и тоже вышел на ковер выигрывать. Несмотря на накал страстей в зале, неадекватное поведение некоторых болельщиков, мой настрой не сбился. 
– Видимо, тут вам помог предыдущий опыт непростых схваток с грузином Георгием Гогшелидзе, которые уже, можно сказать, вошли в историю (на чемпионате Европы-2006 в Москве Гацалову даже пришлось выяснять с ним отношения за пределами ковра после того, как соперник ткнул его пальцем в глаз. – «НИ»)... 
– Конечно. Я и не скрываю, что опытнее и чуть старше Мурадова. При этом я не такой уж старый. Так что это не была борьба молодости и опыта в классическом понимании данного выражения. 
– И все же почему этот чемпионат России оказался таким взрывоопасным? Кетоев подрался с Абдулмуслимовым прямо на ковре, потом это массовое побоище после финала с участием того же Кетоева и Сажидова, когда дело практически до уголовщины дошло... Судью избили... Вы, кстати, видели это? 
– Я в тот момент в зале не присутствовал, какие-то эпизоды видел по телевизору. Но, конечно, там неправильно повели себя дагестанские тренеры, набросившиеся на судью. А то, что случилось потом, когда на ковер выбежали и болельщики, – цепная реакция. Обстановка на этом чемпионате изначально была напряженной. Почему? У меня только одно объяснение. С этого турнира, по сути, начался предолимпийский отбор. Победитель первенства России выходил на «мир», где будут разыграны первые олимпийские лицензии. И выиграть в Баку очень важно. Лично мне на чемпионате России сложно было еще потому, что я подошел к нему не в лучшей форме. 
– Но насколько я понимаю, на чемпионате мира будут разыгрываться не именные лицензии. И кто поедет в Пекин, тренеры решат непосредственно перед Олимпиадой. Чего сейчас-то шкуру неубитого медведя делить? 
– Согласен, но человек, который выиграет сейчас чемпионат мира, получит преимущество над конкурентами. Он автоматически станет главным претендентом на поездку в Пекин. Отсюда напряженка. 
– В российской вольной борьбе наблюдается очень острое и принципиальное соперничество между представителями двух республик – Северной Осетии и Дагестана. Может, и здесь тоже стоит искать подоплеку возникшей напряженности? 
– Да, соперничество у нас принципиальное, но оно всегда было исключительно спортивным и, уверен, идет на пользу нашему виду спорта. Ведь только в конкурентной среде можно расти. Именно поэтому на протяжении уже многих лет сборная России по вольной борьбе неизменно первая и на чемпионатах мира, и на Олимпийских играх. 
– А у вас есть друзья среди борцов? 
– Да, конечно. У нас вообще очень дружная команда. Если говорить персонально... Из ребят, которые выступают за другие республики, дружу с Сажидом Сажидовым. С Денисом Царгушем, он абхазец. Золотые ребята. Они для меня как братья. 
– В своей весовой категории трудно дружить? 
– Почему? Нормально общаемся. Ведь мы только на ковре соперники. Спорт рано или поздно заканчивается, а жизнь продолжается. Все ребята это прекрасно понимают. 
– Тем не менее один враг у вас есть – это все тот же Гогшелидзе. 
– Нет, я не считаю его врагом. Вообще очень грубо сказано. Я бы не употреблял это слово нигде и никогда. Враг в моем понимании – это другое. Просто человек в какой-то момент потерял контроль над собой, повел себя неадекватно, после чего мы разобрались, он все понял и извинился. Поэтому после чемпионата Европы в Москве у нас не было инцидентов. 
– А прошлогодний чемпионат мира в Гуанчжоу, где он вроде бы лишил вас зуба? 
– Там была несколько иная ситуация. Он проводил прием, сделал захват, в этот момент я почувствовал, как мой протезированный зуб зашатался. И сам его вытащил, чтобы случайно не проглотить. А написали, что он чуть ли не выбил мне зуб. Но всем же не объяснишь, как было на самом деле. 
– Вы помните, когда последний раз проигрывали? 
– Это было, по-моему, в 2005 году, на чемпионате Европы. Как раз после Олимпийских игр в Афинах. Я еще не набрал форму. К тому же правила поменялись, и я не успел к ним адаптироваться. Если честно, даже не понял, как проиграл. 
– У боксеров ведется счет выигранных и проигранных поединков. У борцов это не принято, тем не менее вы хотя бы приблизительно знаете, сколько схваток выиграли, а сколько проиграли за взрослую карьеру? 
– Мне легче посчитать проигранные схватки. С 2001 года я три раза ушел с ковра побежденным. Но если не учитывать чемпионаты России, то в принципе проиграл только одну «Европу». 
– В этом сезоне, едва ли не впервые в карьере, вы позволили себе пропустить некоторые старты – в частности, Гран-при имени Ярыгина и чемпионат Европы. Хотели побольше отдохнуть, побыть с семьей. Удалось? 
– Да, отдохнул хорошо и сейчас со свежими силами готовлюсь к чемпионату мира. Настрой у меня боевой, а набрать оптимальную форму при таком настрое – это не проблема. 
– Вы собирались заняться английским, чтобы, по собственному выражению, не чувствовать себя глухонемым за границей. Как успехи? 
– Процесс идет, работаю с преподавателем и самостоятельно, конечно, занимаюсь. Уже кое-что понимаю. Без языка на самом деле никуда в наше время. 
– К Олимпиаде-2008 выучите? 
– Надеюсь. 
 

   
– О Пекине думаете уже? 
– Думаю. Олимпийские игры не такие соревнования, чтобы начинать готовиться к ним за два или три месяца до начала. Нужно настраиваться уже сейчас. 
– Тот факт, что олимпийского чемпиона по борьбе ожидает премия в размере 500 тысяч долларов, не кружит голову, не мешает правильному настрою? 
– Вот о деньгах я как раз в контексте Олимпиады не думаю. Для меня главное – медаль. А потом, это не такие уж большие деньги сейчас. Купить хорошую квартиру в Москве, отремонтировать ее – вот и все 500 тысяч. Не думаю, что такая сумма может вскружить голову. Те же хоккеисты или футболисты, думаю, вообще не поняли бы ваш вопрос. С другой стороны, конечно, я очень рад, что появились люди, спонсирующие наш вид спорта. И за спортсменов рад, что у них появился стимул, возможность что-то реально сделать для себя, для своих близких. А то человек зачастую отдает силы, здоровье и в результате остается ни с чем. Я считаю, это неправильно. 
– А вообще сейчас борьбой можно заработать на жизнь? 
– Сейчас – да. Действует и фонд поддержки олимпийцев, и Сулейман Керимов (глава попечительского совета Федерации спортивной борьбы России. – «НИ») платит зарплату. Олимпийскому чемпиону – пять тысяч долларов в месяц. Чемпиону мира – четыре тысячи, а чемпиону Европы – три. Плюс премиальные. Этого вполне достаточно, чтобы жить в достатке. 
– Главный тренер сборной Дзамболат Тедеев как-то сказал, что вы способны выиграть и второе, и даже третье олимпийское «золото», потому что у вас огромный запас прочности. А вы что скажете о своих запасах? 
– Мне приятно осознавать, что люди, знающие меня, верят в это. Тем самым они и в меня вселяют веру, надежду, что я действительно смогу добиться таких вершин. И во многом благодаря им я действительно сейчас чувствую этот запас. Самое главное – не расслабиться, не заболеть звездной болезнью. А так, думаю, Бог даст, и все получится. 
– К Олимпиаде в Лондоне вам почти 30 лет будет. Это еще не критический возраст в современной борьбе? 
– Вообще предел, конечно, есть. Все-таки молодые очень быстро растут, уже в 18–20 лет ребята становятся чемпионами мира и Олимпийских игр. Но до 35 лет можно продержаться. Хотя были исключения, когда люди и в 36 побеждали на чемпионате мира. А румын Пушкаш вообще, если не ошибаюсь, в 40 лет Олимпиаду выиграл. 
 
Илья Кисилев 
 
http://molsport.ru/go.php?id=958 class= 
 
 
Информация от 21.09.2007 

 
Самый титулованный спортсмен в сборной России по вольной борьбе на чемпионате мира в Баку Хаджимурад Гацалов завоевал здесь свою третью за три года золотую медаль в весовой категории до 96 кг. Какие эмоции он при этом испытывает, Гацалов рассказал специальным корреспондентам Агентства спортивной информации «Весь спорт» в Баку.  «Мой главный принцип в каждом поединке — не дать ни единого шанса на победу своему сопернику, — сказал Хаджимурад Гацалов. — Иначе он может почувствовать уверенность в своих силах, а это непозволительно. Именно поэтому я всегда стараюсь работать первым номером, всегда держать нити поединка в своих руках. Иранца, своего оппонента по финалу, я изучил очень хорошо, примерно знал, что от него можно ожидать. В частности, прохода в ноги — коронного приема всех иранских мастеров. Постарался этого не допустить, пресекать его атаки в зародыше. Это было не очень сложно, физически я чувствую себя просто великолепно.

 
Если бы нужно было — мог еще выйти на такой же финал. Своей борьбой на этом чемпионате мира доволен. Главное, что мне по-прежнему удается удивлять своих конкурентов, постоянно прогрессировать и придумывать что-нибудь новое. Это и есть, думаю, секрет моего успеха. Ну, и конечно, стараюсь искать в себе скрытые резервы. Это помогает абстрагироваться от соперников, ориентироваться только на свою борьбу. Скажем, в этот раз я практически не смотрел на турнирную сетку и, наверное, последним узнал, что мой основной оппонент на протяжении последних лет, грузин Гогшелидзе, проиграл. Не огорчился и не обрадовался. Повторяю, я рассчитываю только на свои силы».                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Муртазалиев Махач Далгатович

«Классик» жанра. Интервью Алана Хугаева

Сайтиев Бувайсар Хамидович