Русскому богатырю — от дагестанцев
Размышления у памятника Ивану Ярыгину
Этот коварный поворот на Нефтекумск знает всякий спешащий по делам из Дагестана в Кисловодск. Вот уже 15 лет многие машины на этом месте притормаживают и сигналят в память об автокатастрофе, случившейся здесь в ночь с 10 на 11 октября 1997 года. Тогда погиб Иван Сергеевич Ярыгин — двукратный олимпийский чемпион, первый президент Федерации спортивной борьбы России (ФСБР).Он ехал в машине близкого друга — заслуженного тренера СССР Изамутдина Кадырова с его семьей. От страшного удара маленький мальчик погиб на месте, все, кто был в машине, получили тяжелые травмы. Могучий организм Ивана боролся еще час.
Его последними словами были: «Позвоните Наташе» — и он стал диктовать номер телефона. Номер жены. Натальи Алексеевны Ярыгиной. Она сейчас — член Бюро Международной федерации борьбы (ФИЛА), 1-й вице-президент ФСБР. И — глава большой и дружной семьи.
...Позади триумфальный чемпионат мира по вольной борьбе в Красноярске, общественное признание, спортивная слава и непререкаемый авторитет одного из руководителей российского спорта, дружба с первыми лицами государства и столицы. Сразу после Красноярска — чемпионат мира в Варшаве и заседание Бюро ФИЛА, на котором уже немолодой президент федерации, герой югославского Сопротивления Милан Эрцеган во всеуслышание заявил, что может спокойно уходить на покой и передать власть над мировой борьбой Ивану Ярыгину.
Шалило только здоровье от таких нечеловеческих нагрузок. И катастрофически не хватало времени на семью. Все обещал. Вот-вот, сейчас-сейчас... А тут юбилей его друга и соратника, великого Александра Медведя...
В самом начале октября Наталья почти насильно увезла его из Москвы в Кисловодск, где он, к нашему всеобщему облегчению, взялся за себя, подлечился, тренировался два раза в день, много ходил и постоянно строил планы на будущее. А планы были — как и положено у Ярыгина. Многие знают и помнят этот прищур, мечтательное восклицание «Эх, заживем!», обезоруживающую улыбку и искренний смех.
Это — 1997 год. Северный Кавказ бурлит, там идут непростые процессы. В этой ситуации главной задачей было сохранить и уберечь от распада, укрепить то, чем впоследствии будет гордиться вся страна. Международный турнир по вольной борьбе памяти Али Алиева — один из самых важных в мире. И кроме того, это турнир имени его покойного близкого друга и соратника по сборной команде СССР.
А самое главное — его, Ивана Ярыгина, там очень ждут. Надо просто знать, как Ярыгина любили в Мекке борьбы еще со времен выигрыша чемпионата СССР в Махачкале в далеком 1971 году. Надо было ехать. Точнее — не ехать было нельзя...
Кроме того, президент ФИЛА принимает решение — ввиду особых заслуг перед мировой борьбой наградить главу Дагестана Магомедали Магомедова. Золотым орденом ФИЛА! И поручает это Ивану Ярыгину. Международные чиновники где-то замешкались, орден в срок не пришел — и тогда Иван говорит: «А давай я ему вручу свой, а потом разберемся». В Махачкале в переполненном дворце спорта Дагуниверситета Ярыгин открывает турнир и вручает под гром оваций высший орден ФИЛА Магомедали Магомедову. Своими успехами Дагестан это заслужил.
Почти сразу же он засобирался обратно, в Кисловодск, а это без малого 700 км на машине. Многие его отговаривали — зачем на ночь глядя в дальнюю дорогу? Но он все же поехал. Очень торопился к Наташе. По пути встретилась свадьба — и он, напутствовав молодых, неумолимо полетел к тому роковому повороту.
Боль той утраты не заживает до сих пор. Традиции гостеприимства на Кавказе свято чтут, а ведь он уехал из Дагестана. Не удержали... не смогли... не отговорили...
Ныне на этом месте — европейского типа развязка, разметка, новый асфальт, флаги и памятный камень из предгорий Дагестана.
...Это задумывалось как семейное мероприятие, а получилась пронзительная церемония, собравшая и в миг объединившая сотни людей из самых разных республик. Даже — из разных жизней. На ярком солнце, под знаменами России, Дагестана и Ставропольского края полномочный представитель Президента России в СКФО Александр Хлопонин, глава Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов и председатель правительства Ставрополья Юрий Тыртышов освободили скалу от белого покрывала, и все увидели надпись: «Ивану Сергеевичу Ярыгину — русскому богатырю от дагестанцев». Трудно было придумать точнее и правильнее.
На открытии инициатор этого события Магомедсалам Магомедов скажет: «В Дагестане Ивана Ярыгина почитают и будут всегда почитать как великого спортсмена, но еще больше как настоящего доброго богатыря. Он был и останется для нас олицетворением широты русской души и силы русского характера. Ни одно соревнование в республике не проходит без того, чтобы мы не вспоминали его добрыми словами».
Надо хоть немного знать, как на Северном Кавказе, на Ставрополье звенят струны межнациональных отношений, натянутые до предела, чтобы понять, что значат эти слова...
Александр Хлопонин, знающий борцовский мир досконально и изнутри, сказал очень точно: «Думаю, сегодня нет ни одной точки на земном шаре, где бы не было известно имя прославленного борца Ивана Ярыгина. И сегодня, когда, к сожалению, есть еще силы, которые пытаются на лоскутки разорвать нашу великую, сильную Россию, именно Ярыгин является тем символом, который олицетворяет нашу многонациональную страну».
Эти слова не раз и не два звучали и повторялись на этом, казалось бы, семейном мероприятии. Именно они стали своеобразным девизом. И долго еще после всех официальных церемоний шел откровенный разговор о том, как нам жить вместе дальше, и долго еще не уезжали Александр Хлопонин, Магомедсалам Магомедов, Юрий Тыртышов...
Красноярский край, Хакасия, Якутия, Тыва, Бурятия, Москва, Саратовская область, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ставрополье... «Сколько же незримых нитей соединяет Россию!» — не про это ли? Ведь в этих регионах особенно помнят и чтут память Ярыгина. Установлены памятники, названы улицы, поименованы дворцы спорта, красавец-стратег «Ту-160» носит имя великого чемпиона. Проводятся турниры, открыты и доступны всем детям без исключения десятки спортивных залов. Подрастающее поколение воспитывается на примерах героев многонациональной страны... Многие спрашивают: а какие они, эти традиции русского народа, в чем они? И почему без них не будет нашей страны?
А вы просто вспомните Ивана Ярыгина. «Могучий и добрый, как сама Россия» — сказал о нем когда-то Иосиф Кобзон. Всей своей жизнью он объединял, когда вокруг все распадалось, мирил, когда уровень внезапной взаимной ненависти застилал глаза, принимал удар на себя, когда уже не было сил сопротивляться, и верил, когда уже все остальные отвернулись.
Сегодня, спустя 15 лет после своего ухода, он по-прежнему объединяет нас. Всех тех, кто несет в себе частичку благодарной памяти о нем, его делах и поступках. Людей разных национальностей и вероисповеданий, разных судеб и достижений, но живущих и строящих одну великую страну.
Они снова встретились здесь, у Ивана Ярыгина, — такие яркие и самобытные. И все — из поколения победителей.
Первый олимпийский чемпион Дагестана, соратник по команде Загалав Абдулбеков, легендарные братья Сергей и Анатолий Белоглазовы, Виктор Алексеев, главный тренер сборной России по вольной борьбе Магомед Гусейнов, самый титулованный борец-вольник Бувайсар Сайтиев, олимпийские чемпионы Саид Муртазалиев, Мурад Карданов, сподвижники и последователи Ивана, нынешние руководители борцовского движения Омар Муртазалиев, Алихан Харсиев, Андрей Силецкий, патриарх борьбы, тренер Ярыгина Дмитрий Миндиашвили, близкая подруга семьи Зинаида Малышкова...
Все они во главе с президентом ФСБР Михаилом Мамиашвили, отбросив дела, приехали. Чтобы быть с Натальей Ярыгиной и ее семьей.
Чтобы быть всем вместе...
Дело Ярыгина в надежных руках, сохраненное им наследие приумножено и приносит повсеместную пользу в воспитании молодого поколения.
Георгий Брюсов, кандидат педагогических наук, 1-й вице-президент ФСБР, в 1994–1997 гг. — помощник президента ФСБР Ивана Ярыгина.
Комментарии
Отправить комментарий