Бувайсар Сайтиев: cмотрел Ванкувер со злостью


Отмечая 35-летие, легендарный борец еще не решил, чем будет заниматься. После своей четвертой, золотой Олимпиады в Пекине-2008, Сайтиев взял паузу, чтобы подумать о своем будущем. На Кубок мира в Москву он пожаловал в качестве почетного гостя. После Пекина Сайтиев достроил двухэтажный дом в Хасавюрте, провел ряд турниров своего имени и со злостью посмотрел по телевизору Игры в Ванкувере.

ДВА КОРОЛЯ: КАРЕЛИН – САЙТИЕВ


7 марта в московском дворце «Дружба» я видел двух Королей.
Трехкратные олимпийские чемпионы – Александр Карелин и Бувайсар Сайтиев у подножия к трону – борцовскому ковру. Оба в цивильных костюмах. «Классик» Карелин при галстуке, «вольник» Сайтиев – без, в расстегнутой на две верхние пуговицы рубахе. Могучий – грациозно неуклюжий «медведь» Карелин и Сайтиев – пластичный, как необожженная глина статуэтки гимнаста. «Медведь» скучал на скамейке, «гимнаст» с ковровой походкой Леонида Енгибарова зашел сбоку. Они бережно обнялись. Драгоценная «статуэтка» в лапах «медведя»… Бувайсар отошел на три метра, чтобы поприветствовать свиту. Карелин снова присел на скамью. Сайтиев вернулся – Сан Саныч резко подбросил вверх свой торс.
– К чему такой политес? – спросил я журналиста с Кавказа, старого знатока борьбы.
– Что тут непонятного? Ты не гляди на то, что Карелин на 8 лет старше, а Бувайсар – почти сед. На сегодня в мире есть только два равновеликих Короля борьбы. Вах!

«БУВАЙСАР – ПТИЦА ВОЛЬНАЯ»


О том, что Сайтиев почтит присутствием Кубок мира в Москве, мне подтвердили звонком организаторы турнира только в час ночи накануне.
– Бувайсар – птица вольная, у него три дома: в дагестанском Хасавюрте, Красноярске, Москве. А может, он в гостях у Рамзана Кадырова в Грозном. Не забывай, Бувайсар – чеченец. Но он в курсе об интервью «Советскому спорту».
…После часа общения в зале «Дружба» Сайтиев приглашает меня для разговора в VIP-зал. Ступает по настилу по-кошачьи мягко, и голос у Бувайсара вкрадчивый, размеренный. Взгляд – в сторону, пока вопрос не зацепит за живое. Тогда темные глаза исподлобья начинают тебя сверлить не хуже буравчика.
– Бувайсар Хамидович, седина в 35 лет не рановато?
Это гены. У нас в семье все предки рано седели. В 21 год у меня уже были седые волосы. 
– Где отмечаете 35-летие?
– Не знаю. Приходится летать туда-сюда. Был на турнире Ивана Ярыгина в Красноярске, потом приехал в Москву, потом на Кавказ. Два дня побыл – позвонили из Красноярска: губернатор Хлопонин прощался с соратниками. Я не мог не прилететь. Официально на сегодня я нигде не работаю, не привязан к конкретному месту. Может, в Белоруссии отмечу, может, в Чечне… На все воля Всевышнего.
– А как будете отмечать день рождения?
– Я как в детстве уехал из дома в Красноярск, так никогда его и не отмечал. Забываю о нем. Бывает, до обеда не помню, что у меня день рождения, пока меня не начинают поздравлять. Мой день рождения всегда приходился на самый пик подготовки к чемпионату Европы. В детстве в моей семье особых застолий, праздников не было. Мама плов готовила в огромной кастрюле, а спиртное в семье не употребляли. Моя традиция отмечать день рождения – быть на сборах.
– В августе будет два года после Олимпиады в Пекине, за это время вы выходили на ковер?
– В зал захожу, тренируюсь. Мне кажется, что я мог бы еще побороться, но с каждым днем понимаю, что время уходит. Хочется иногда пережить эти эмоции по-новому, особенно когда побываешь на соревнованиях.
– Официального прощания не будет?
– Не считаю нужным собирать людей для того, чтобы показать, как я оставляю борцовки в центре зала. Меня никто и не просил это делать. Посчитаю, что это важно – пойду на такой шаг. Если приду к такой мысли, то самое оптимальное объявить об уходе в последние выходные октября (24–25 октября) на турнире своего имени в Красноярске.

«У МЕНЯ НЕТ СТРАХА – ВЕРНУТЬСЯ И ПРОИГРАТЬ»


– Значит, в конце октября вы объявите об уходе из спорта?
– Вообще-то я не собирался этого делать. На это надо еще и решиться. Где-то в глубине души есть неопределенность – буду я выступать или нет. А когда объявил об уходе – уже все, держи слово. Борьба не была для меня трагедией – она была праздником, весельем. Я чаще выигрывал… Не осталось обид, болячек от спорта. Я давно не пытаюсь никому ничего доказать, не считаю медали. Я – опытный спортсмен, знаю, на что могу рассчитывать на ковре. Если даже я сегодня выйду на ковер, то мои шансы будут минимум 50 на 50. У меня нет страха – вернуться на ковер и проиграть.
– В чем тогда вы черпали мотивацию для новых побед?
– Проблем с мотивацией не было, я редко был доволен своей схваткой. Моя задача была не выцарапать медаль всеми правдами и неправдами. Сам процесс борьбы – вот что было интересно. Результат никогда не довлел надо мной. От побед или поражений отношение близких людей ко мне не менялось, эта любовь – источник моей силы.
– На что тратили силы после Игр?
– На работу с молодежью. Школе братьев Сайтиевых (родной брат Сайтиева – Адам – олимпийский чемпион) в Хасавюрте больше 10 лет. Открыты 28 филиалов по району. Массовость хорошая – более тысячи детей, зал хороший. Но результаты оставляют желать лучшего. Я не руковожу тренировочным процессом. Много времени трачу на раскрутку турнира моего имени – единственный международный турнир в мире по вольной борьбе для юных ребят. Несколько регионов предлагают проводить его поэтапно, с розыгрышем «Гран-при». В прошлом году такой турнир провели в Бельгии. Второй такой турнир запланирован на 12 июня. Это сильное подспорье в работе нашей федерации. Это дает нам резерв.

«УВАЖАЮ КУРБАНА БЕРДЫЕВА»


– Философия вашей школы?
– Нацеливаю ребят на большие победы: почему должен победить не я, а кто-то другой? Я никогда бы не согласился с тем, что если я захочу – не полечу в космос. Я всегда позволял себе все, что заблагорассудится. Почему Наполеон смог, а я нет? При этом ты должен быть честен перед самим собой и понимать, что только полная самоотдача на тренировках позволит тебе рассчитывать на победу.
– Вы всю жизнь проповедовали философию узаконенного эгоизма?
– Когда на верхней планке будет стоять один человек – другого подхода быть не может. Тут главное не перегнуть палку. Понимать, что есть жизнь, что есть творчество, работа, спорт. В детстве приходится быть непонятным для своих сверстников, когда одни идут гонять футбол во дворе, а ты пашешь на ковре. Много терпеть приходится, где-то втихомолку слезу вытирать, только так становишься настоящим чемпионом.
– Вы дважды совершали хадж?
Мне вера всегда помогала. Мне всегда было к кому обратиться за советом. У меня мама, очень спокойный, очень верующий человек, никогда не давала нам заблудиться в плане оценки себя. Всегда нас с братом ставила на место. Мы с братом рано начали выигрывать соревнования. Нас узнавать стали. А мама всегда помогала правильно переварить ситуацию.
– По пути в Мекку не встречались с главным тренером футбольного «Рубина» Курбаном Бердыевым?
– Я с ним не знаком, но уважением проникся. Бердыев – достойного поведения человек. По мелочам не разменивается.
Душевное состояние зависит от тех поступков, которые ты совершаешь. Когда ты хорошие поступки совершаешь – ты спокоен, доволен собой, нет непонятной тоски. И наоборот.

«РОДНИНА КРИТИКОВАЛА ОБОСНОВАННО»


– Сборную России на Играх в Ванкувере тоже тянули назад плохие поступки?
Тут глаза Сайтиева вспыхивают недобрым огнем, будто сегодня я – его соперник на ковре.
– Смотрел Олимпиаду со злостью. До тех пор, пока наши хоккеисты канадцам не проиграли. Жалко было наших пацанов. Команды не было – и посыпались. Притом, что Овечкин – талант, каких не видел. Тренерский штаб не смог вовремя среагировать на ситуацию.
Я всегда на стороне спортсмена. Заложниками того, что творится в российском спорте, оказались спортсмены, потому что они на острие зрительского внимания. Все начальники просят: давай, давай, ребята. А если нет мощи?
– Но единоборства, командные и циклические виды – они очень разные…
– Да, в борьбе можно победить за счет тактической хитрости. А там ты встал в лыжню и попёр – голову можно в тумбочку положить, одни ноги работают. Спасибо, что земляки-красноярцы не подвели в Ванкувере – два золота, две бронзы взяли.
А какие традиции мы потеряли в фигурном катании. От этого моя злость. Это не просто неудачное выступление сборной России, это система порушилась.
– Вы читали интервью Ирины Родниной, где она с критикой обрушилась на работу ОКР?
– Ирина Константиновна, наверное, изнутри знает ситуацию. Роднина – великая спортсменка, думаю, что выступала с критикой обоснованно.

АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА САЙТИЕВА: ЖЕСТКИЕ МЕРЫ


– Какие шаги нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию в российском спорте?
– Федерациям, чьи спортсмены плохо выступили на Олимпиаде, нужно отмотать время назад и проанализировать весь четырехлетний цикл подготовки к Играм. Если плачевная картина выступлений – значит внутри федераций бардак серьезный. Если российские тренеры по фигурному катанию работают с иностранными спортсменами – значит их не заинтересовали остаться дома.
– А разве наши тренеры по борьбе не уезжали за рубеж?
– У нас большая конкуренция, кто-то уезжал, кто-то оставался, новые кадры подрастали. Машина работала. У нас много заслуженных людей в федерации, но структура работы не порушилась. Бывало, поговорим в федерации на повышенных тонах, но от сложной ситуации не бегаем, всегда в федерации находились третьи лица, которые говорили: ребята, для общего дела так не пойдет, давайте жмите руки, и надо работать.
– Может, вид спорта накладывает отпечаток на взаимоотношения в коллективе.
– Нет, беспорядок происходит от отсутствия контроля и дисциплины. За каждым спортсменом стоит регион. Недостаточно иметь хорошего президента федерации, у него должны быть соратники – уважаемые люди, развивающие спорт на местах, которым надо всячески помогать. Надо налаживать контакт с руководством региона. Как это у нас делается в Осетии, Дагестане, где борцы лоббируют свои интересы.
Проверьте деятельность федераций-аутсайдеров… И выяснится, что неправильно выстроена работа. Скорее всего, проблема возникнет в финансировании… Деньги нецелесообразно распределяются на местах. Еще одна большая проблема – отсутствие профессиональных кадров в федерациях. Многие руководители в отечественном спорте занимают руководящие места за счет своей активности и прочих качеств, не обладая профессиональной подготовленностью. Чтобы поднять российский спорт, нужно четко и жестко спрашивать с людей.
– Вы сторонник жестких мер?
– Иначе люди расслабляются. Если сама федерация не может навести внутри себя порядок – должен быть орган, наблюдающий за ее работой. Спортивные федерации – общественные организации, но, раз они расходуют средства федерального бюджета, контроль необходим. Министерство спорта должно иметь контрольные органы над федерациями. Объединить эти федерации можно по профилям – скажем единоборства, технические виды, назначить кураторов федераций. И отчет федераций должен быть не формально-фиктивный. И принимающий отчет должен быть специалистом по своему профилю.
Главное – не порубать лишние головы. Когда ты проиграл схватку, надо спокойненько сесть и честно разобрать ситуацию.
– Может, имея четкую программу антикризисных действий, вам пора заканчивать со спортивными выступлениями и переходить на борьбу с недостатками в кресле спортивного руководителя?
– Я не прячусь от предложений. Пока не было серьезных. Я поработал бы с удовольствием. Энергия есть, желание есть. Дом в Хасавюрте я достроил. Детей много и времени свободного. Любое предложение я проанализирую.

ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ РОССИИ ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ ДЗАМБУЛАТ ТЕДЕЕВ: БОГ СОЗДАЛ САЙТИЕВА ДЛЯ БОРЬБЫ


– В чем уникальность Сайтиева-борца?
– Всевышний создал этого человека для борьбы. У Бувайсара неповторимый стиль, разнообразный, техничный, грамотный и невероятно красивый, равного которому в мире нет.
– Вы видите борца Сайтиева в своей команде?
– Мы, конечно, хотим, но одного желания мало. Надо, чтобы человек всецело участвовал в тренировочном процессе. А в сборной жесткая конкуренция в каждой весовой категории. Человек полтора года не боролся. Любой профессионал понимает, что триумфальное возвращение в таком случае невозможно. Двукратный Олимпийский чемпион Арсен Фадзаев три года не выходил на ковер, а потом решил испытать судьбу. И ничего хорошего из этого не вышло. Надо уходить красиво. Надо, чтобы сам человек это осознал и понял. Я не Сайтиева имею в виду, а любого спортсмена, чья карьера идет на закат. В весовой категории до 74 кг у нас сейчас чемпион мира Денис Царгуш. Но двери в сборную всем открыты.

ПРЕЗИДЕНТ ФСБР МИХАИЛ МАМИАШВИЛИ: БУВАЙСАР ЕЩЕ ВЕРНЕТСЯ НА КОВЕР


Бувайсар еще выйдет на ковер. От поражений не застрахован никто. Но даже если Сайтиев проиграет, с ковра он все равно уйдет победителем.
– Он по-прежнему – член сборной России?
– Даже если он не захочет, он навсегда останется членом сборной России.
– Бувайсар в свои 35 лет производит впечатление очень мудрого человека, видите ли вы его спортивным руководителем федерального уровня?
– Сайтиев – продукт борцовской среды. Как человек стабильный и фундаментальный он серьезно подходит к своему будущему. Я думаю, он прекрасно понимает, что должно пройти время, он должен получить подковерный опыт, чтобы стать большим чиновником. Но он легко обучаемый.
– В отличие от многих других спортивных федераций России, работа возглавляемой вами ФСБР заслуживает уважения, в Пекине борцы завоевали 11 медалей, шесть из них высшей пробы. Как боретесь с противоречиями внутри федерации?
– Были бы склоки внутри коллектива – не было бы олимпийских медалей. Произойди раскол на любом этапе развития нашего вида спорта – тогда как спортсмены высокого уровня не состоялись бы ни Иван Ярыгин, ни Бувайсар Сайтиев, ни Александр Карелин, ни Мамиашвили. Традиции уважения друг к другу заложены нашими старшими. Главный принцип: во главе угла – интересы команды.
– Почему в таком случае вы активно не делитесь опытом работы с другими российскими спортивными федерациями?
– У них свои принципы, своя мораль, идеология. Мы не можем насильно тиражировать и навязывать вещи, которые для нас являются фундаментальными. В основе успеха наших борцов – глубокое уважение, полнейшая ответственность перед своим спортивным залом, куда ты пришел заниматься, и своим тренером, перед своим городом или селом. В итоге, пройдя тяжелейший отбор в национальную сборную, пропитавшись пониманием колоссального уровня задач и ответственностью перед флагом страны, получаешь результат. Может, это высокопарно звучит, но этой составляющей не хватает для того, чтобы выполнить задачи, которые ставились в Ванкувере.
– Руководители федераций Владислав Третьяк, Валерий Силаков, Валентин Писеев ответили «Советскому спорту», что отказались бы возглавить Олимпийский комитет России, даже если бы их попросил об этом Президент России…
– Они кокетничают в силу своей природной скромности.
– А если бы вам поступило такое предложение?
– Любое решение и обращение Президента России должно приниматься безоговорочно. Нужно только дать себе отчет, сможешь ты или нет, понимаешь ли ты уровень колоссальной ответственности.
– А если бы вам предложили портфель министра спорта РФ?
– Это живое место, там трудится человек, с которым мне комфортно работать, с кем у нас огромные перспективные планы.

P.S.

11 марта, в день 35 –летия Бувайсара Сайтиева телефон именинника был занят с раннего утра до позднего вечера. Последние четыре цифры телефонного номера Бувайсара: 2008. Неужели борец по-прежнему живет воспоминаниями о победе в Пекине? Или не нашелся тот, кто предложит Сайтиеву сделать шаг в будущее, полезный для всего российского спорта?

А сборная Россия по вольной борьбе в финале Кубка мира с завидным запасом прочности вбила в ковер сборную Ирана – 5:2.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Бувайсар САЙТИЕВ
Родился 11 марта 1975 года в Хасавюрте (Дагестан).
Чеченец по национальности. После окончания средней школы переехал в Красноярск к тренеру Дмитрию Миндиашвили.
Заслуженный мастер спорта России. Шестикратный чемпион мира (1995, 1997, 1998, 2001, 2003 и 2005), шестикратный чемпион Европы (1996–1998, 2000, 2001 и 2006 годов), трехкратный чемпион Олимпийских игр (1996, 2004, 2008). Пять раз признавался лучшим борцом вольного стиля в мире (1996, 1997, 1998, 2003, 2005). Выпускник Государственного университета управления бизнеса и права. Член Совета по физической культуре и спорту при Президенте Российской Федерации. Воспитывает троих сыновей.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Муртазалиев Махач Далгатович

«Классик» жанра. Интервью Алана Хугаева

Сайтиев Бувайсар Хамидович